Как научить ребенка считать? (часть третья)

В предыдущих частях мы узнали от Чертова Бориса, вреден ли калькулятор для ребенка 2-6 лет и как отказаться от хронологического подхода.

Сегодняшняя тема звучит несколько по-военному: Обучение ребёнка. Забрасыванием десанта и расширение плацдарма.

Рассказывает Борис: Одним из ключевых приёмов, применявшихся мной при обучении маленького ребёнка, был мысленно назван мной забрасыванием десанта с последующим расширением плацдарма . Суть приёма состояла в том, что я периодически прерывал обычные занятия и рассказывал о чём-то совершенно далёком и сложном, но сначала на самом примитивном уровне. Такие «заброшенные десанты» я всегда держал в голове и со временем возвращался к ним, но уже на новом витке знаний, постепенно «расширяя плацдарм». Самые интересные эффекты возникали, когда такие расширившиеся плацдармы начинали сливаться. Это всегда поднимало уровень знаний на качественно новый уровень. Поясню на примерах.


Первое понятие о логарифмах я дал сыну, когда ему было не больше 2,5 лет, но на самом простом уровне. Я сказал ему, что для чисел, оканчивающихся на нули, это просто количество нулей. И всё! Десант был заброшен. Заметьте, я не пытался расширить понятие для других чисел, не пытался объяснять, что такое логарифм, что он бывает не только десятичным и т.п. Всё это на потом. Но понятие уже засело в голове. И главная ассоциация – с порядком числа – уже возникла.

Через несколько месяцев, когда он твёрдо понимал, что такое возведение в степень, я начал расширять понятие на недесятичные логарифмы. Проще всего это было делать для чисел, являющихся степенями двойки. На этом уровне уже можно было давать определение. И оно было понято и принято. По мере того, как мы осваивали дроби и корни, я одновременно и параллельно расширял и логарифмический плацдарм.

Первое понятие о дробях я дал сыну тоже очень рано и вначале на самом простом уровне. Мы просто начали считать вот так: 1/2, 1, 1 1/2, 2, 2 1/2, 3,…, потом то же самое с третями, четвертями. Десант был заброшен. Дробь, как и логарифм, сначала нужно прочувствовать, как музыку. Ноты можно узнать и потом. Лишь со временем я увязал дроби с делением, научил их складывать, постепенно расширяя плацдарм.

И последний пример. Я старался детям ещё до школы дать представление не только о математике, но и о строении атомов и молекул, о звёздах и планетах и т.п. Когда сыну было 5 лет, я объяснял ему валентность атомов очень просто. «Представь себе, что у атомов есть ручки. Их нет, но представь себе, что они есть. У водорода – 1, у кислорода – 2, у углерода – 4. Атомы не любят, чтобы их ручки болтались без дела. Поэтому они объединяются в молекулы. Но так, чтобы все ручки были заняты» . Согласитесь, что после этого совсем не сложно объяснить, почему возникают молекулы O2, H2, H2O, CH4, CO2. Понятное дело, позже я рассказал, что происходит на самом деле и что именно играет роль этих ручек. Но на начальном этапе лишние знания могут только помешать. На начальном этапе главное – ощутить всё «на кончиках пальцев». А расширить плацдарм мы всегда успеем. На это впереди – целая жизнь.

Спасибо Борису за его рассказ. Впереди осталось еще пара тем, которые мы заденем в следующих частях.

А сейчас вы можете узнать, как научить читать маленького ребенка.


  1. Ссылки на статью (2):

  2. Nov 25, 2007: КАКоблог » Blog Archive » Как научить ребёнка считать? (часть четвертая)
  3. Apr 25, 2008: КАКоблог » Blog Archive » Как определить пол ребенка еще до зачатия?
  1. Комментарии к статье “Как научить ребенка считать? (часть третья)”

  2. Кто: ssorrge. Когда: Jun 3, 2009 | Ответить

    По моему автор немного приувеличил. У самого сыну 4 года и не о каких логарифмах речи быть не может.

Вы должны войти, чтобы добавить комментарий.

Случайные записи